Валопровод – это совокупность более трех, соединенных между собой валов вращающихся механизмов или машин. На практике, особенно в судостроении, встречаются валопроводы и с десятью валами, поэтому ремонт судового валопровода очень ответственная задача.
В процессе эксплуатации агрегата, по целому ряду причин, вал каждой из составляющих агрегат машины может изменить свое положение в пространстве, что приводит к смещению и излому валопровода в целом. В результате, увеличиваются динамические нагрузки на валы и подшипниковые узлы, увеличиваются шумовые и вибрационные характеристики агрегата, повышается его энергопотребление и, в конечном итоге, расцентровка валопровода приводит к преждевременному износу узлов машин и аварийному останову агрегата.
Центровка валопровода – это выставление центров вращения всех валов вдоль единой оси. Очевидно, что центровка валопровода – очень важное и ответственное мероприятие, требующее соответствующего инструментария и
высокой квалификации специалистов-центровщиков.
Если пользоваться механическими методами центровки валов с помощью стрелочных индикаторов и традиционной схемы, последовательно переходя от одной машины к другой, то процедура центровки валопровода может занять
несколько дней, а результат – быть не всегда удовлетворительным.
На сегодняшний день при центровке валопроводов применяют самые точные системы центровки, среди которых – система лазерной центровки «КВАНТ-ЛМ» или взрывозащищенная версия «КВАНТ-ЛМ-Ех». Это единственные в мире системы центровки валопроводов, способные «пробить» валопровод, состоящий из 32 (!) валов (31-й муфты) с точностью до 0,001 мм.
В отличие от традиционных методов центровки, когда последовательно переходят от одной машины к другой, системы «КВАНТ-ЛМ» и «КВАНТ-ЛМ-Ех» позволяют видеть полную «картину» валопровода, что дает возможность легко провести анализ необходимых подвижек и существенно ускорить проведение центровочных работ.
Перед началом измерений системой «КВАНТ-ЛМ» проводят работы по предварительному контролю машин, назначают стационарную машину и проводят цикл измерений, аналогичный измерениям при горизонтальной центровке. Затем включают «режим валопровода» и система сама, с помощью «зашитого» программного обеспечения, проводит анализ полученных данных и в автоматическом режиме рассчитывает оптимальное количество необходимых подвижек. Очень важно и удобно, что на дисплее в режиме реального времени отражаются изменения несоосности после каждой подвижки.
Как мы уже упоминали выше, центровка валопроводов требует высокой квалификации специалистов. Для повышения квалификации и получения практических навыков работы с современными лазерным
системами центровки, компания «БАЛТЕХ» рекомендует вам пройти обучение на тренинге ТОР-101 «Основы центровки и выверки геометрии роторных машин», который ежеквартально проводится в учебном центре компании «БАЛТЕХ».
По окончании учебного тренинга ТОР-101 выдается сертификат, дающий право на проведение центровочных работ с валопроводом, а также выполнять расчет появляющихся погрешностей из-за всплытия вала на «масляном клине» или
тепловых расширений на работающем оборудовании.