Редуктор – механизм, передающий вращение от вала привода к валу исполнительной машины с изменением числа оборотов (как правило, с уменьшением) и увеличения крутящего момента исполнительного вала. Если частота вращения увеличивается, то такие механизмы чаще всего называют мультипликаторами. Исходя из назначения, редуктор устанавливается между приводом и исполнительным механизмом, а сам агрегат представляет собой цепочку «привод (электродвигатель) – редуктор – исполнительный механизм (машина)». Таким образом, центровка редукторов (иногда «центрирование») – это центровка валопровода, состоящего из четырех валов: вала привода, двух валов редуктора и вала исполнительного механизма. Два вала редуктора, как правило, не центруют, а обеспечивают их параллельность осей, чтобы снизить износ эвольвенты зубозацепления. Для этого обычно используют не системы центровки валов, а системы выверки геометрических размеров машины (например, лазерную систему выверки серии BALTECH LL-9120).
Расцентровка вала привода с «быстроходным» валом редуктора является одной из главных причин разрушения подшипниковых опор первичного вала. Это же касается и «тихоходного» вала, к тому же здесь возможны повреждения самих сочленяемых валов из-за большого крутящего момента. В целом же, расцентровка редуктора может сопровождаться появлением целого «букета» негативных моментов (износ муфт, поломка подшипников, износ уплотнений, износ шестерней, перегрев, вибрации и т.д.), приводящих к разрушению узлов и аварийному останову агрегата. Учитывая это, разработчики силовых агрегатов подбирают типы сочленения механизмов (карданные передачи, гибкие муфты), допускающие максимальные допуски к центровке редукторов.
Несмотря на это, центровку редукторов необходимо проводить после каждого ремонта агрегата и периодически планово осуществлять контроль центровки.
Несоосность редукторов можно устранять любым из существующих сегодня методов, но максимально точную центровку, занимая минимум времени, обеспечивают современные лазерные системы центровки. В частности, специалисты компании «БАЛТЕХ» рекомендуют проводить центровку редукторов отечественными лазерными системами «КВАНТ-ЛМ» или
взрывозащищенной системой «КВАНТ-ЛМ-Ex» – лучшими по соотношению цена/качество/функциональность на мировом рынке.
Процедуру центровки редукторов начинают с определения редуктора в качестве стационарной (неподвижной) машины. Центр вращения редуктора принимают за «ноль» и относительно него выставляют оси привода и исполнительной машины. Далее устанавливают на валы лазерные измерительные блоки, включают режим «Валопровод» (несколько валов) и проводят измерения при трех угловых положениях вала: либо в режиме «часов» (9-12-3), либо в режиме усеченного угла (30˚).
Одно из главных достоинств систем «КВАНТ-ЛМ-Ex» и «КВАНТ-ЛМ» заключается в автоматическом получении рекомендаций по необходимым подвижкам и возможности наглядного наблюдения в режиме реального времени изменений параметров несоостности после каждой подвижки. Точность измерений составляет 0,001 мм.
В связи с разной скоростью вращения первичного и вторичного валов редуктора и зависимостью качества центровки (центрирования) от скорости вращения вала, специалисты департамента технического сервиса компании «БАЛТЕХ» рекомендуют руководствоваться следующей активной таблицей допусков (норм для центрирования), запрограммированной в наших приборах:
Для работы с системами «КВАНТ-ЛМ-Ex» и «КВАНТ-ЛМ» всем пользователям необходимо аттестоваться на курсе ТОР-101 «Основы центровки и выверки геометрии роторных машин. Центровка редукторов», который ежеквартально проводится учебным департаментом компании «БАЛТЕХ». По окончании курса ТОР-101 выдается именной Сертификат, дающий право на проведение центровочных работ с системами центровки серии «КВАНТ» с применением калиброванных пластин серии BALTECH-234N и регулируемых опор BALTECH DM-5.