Центровка насосов, виды несоосности валов

Насосы  или насосные агрегаты, как правило, в качестве привода компонуютсяЦентровка насосов, центровка насосного агрегата, центровка насоса с электродвигателем, КВАНТ-ЛМ-Ех электродвигателем или ДВС (двигателем внутреннего сгорания, дизелем), реже – турбиной с редуктором. Валы насоса и двигателя вращаются вокруг собственных осей, называемых центрами вращения. Центры вращения – прямые линии, которые, применительно к валам насоса и двигателя, могут совпадать между собой – и в этом случае говорят о соосности валов, или же не совпадать – и в данном случае имеет место расцентровка валов.

Центровка насосов  или центровка насосного агрегата – комплекс технических мероприятий, направленных на достижение соосности валов насоса и двигателя в пределах установленных допусков. Центровка насоса с электродвигателем проводится с целью достижения оптимальных эксплуатационных показателей и энергопотребления, уменьшения динамических вибраций, предупреждения аварийных отказов, и, как следствие, снижения затрат на ремонт и переход от планово-предупредительного обслуживания насосного агрегата к обслуживанию по состоянию.

При центровке валов насоса и двигателя определяют стационарную и подвижную машины: как правило, в качестве стационарной машины принимают насос, а в качестве подвижной – электродвигатель. Центр вращения насоса принимают за опорную «нулевую» линию, относительно которой определяют параллельную и угловую несоосность валов.

Виды несоосности валов:

  • Параллельная несоосность – случай, когда центры вращения валов КВАНТ-ЛМ-Ex, центровка центробежных насосов, центровка насосных агрегатовнасоса и двигателя находятся в параллельных плоскостях, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Расстояние между этими плоскостями (в мм) и есть величина параллельной несоосности.
  • В случае угловой несоосности (или раскрытия полумуфт, излом) –  центры вращения валов насоса и двигателя расположены под некоторым углом друг к другу, оценить который можно, произведя замеры смещения вала двигателя в двух плоскостях, перпендикулярных линии опорного вала (вала насоса) и расположенных на расстоянии L друг от друга. Абсолютная сумма этих смещений, деленная на L и выраженная в [мм/100 мм] и есть величина углового раскрытия (фактически, угловая несоосность – это 100 х tgα; где α – угол между валами в измеряемой плоскости).

На практике, в большинстве случаев, одновременно наблюдается и параллельная и угловая несоосность. Несоосность же в целом является причиной повышенной вибрации, перегрева муфтовых соединений, преждевременного износа подшипников и уплотнений, и, в конечном итоге приводит к аварийному останову оборудования.

Среди основных факторов, вызывающих несоосность валов, необходимо отметить следующие:

  • влияние трубной обвязки;
  • неправильное соединение муфт с нарушением требованиями по зазору и смазке;
  • неровности поверхностей сопряжения (фундамента, корпуса, станины, лап и болтов);
  • биения свободного конца вала;
  • тепловые расширения узлов насосного агрегата при выходе в рабочий режим;
  • всплытие вала на масляном клине (в случае подшипников скольжения);
  • наличие «мягкой лапы»;
  • нарушение геометрии и выверки (прямолинейности, плоскостности, параллельности, перпендикулярности).

Особо отметим, что требования к несоосности валов тем жестче, чем больше скорость вращения вала. Это наглядно видно из таблицы допусков, приведенной ниже:

Частота вращения

Угловая несоосность Параллельная несоосность

Об/мин

мм /100 мм

мм

Отлично

Допустимо Отлично

Допустимо

0-1000

0,06

0,10 0,07

0,13

1000-2000

0,05 0,08 0,05 0,10
2000-3000 0,04 0,07 0,03

0,07

3000-4000

0,03 0,06 0,02

0,04

4000-5000

0,02 0,05 0,01

0,03

5000-6000 0,01 0,04 <0,01

<0,03

 

Говоря о центровке насосных агрегатов, подразумевают:Центровка валов насоса и двигателя, центровка консольного насоса, лазерная центровка валов

  • центровку горизонтальных насосов;
  • центровку вертикальных насосов;
  • центровку валов с промежуточной вставкой (промвалом);
  • центровку линии валопровода;
  • центровку валов с карданным соединением;
  • центровку отверстий и проточных частей;
  • центровку шкивов, в случае ременной передачи.

Центровка валов насосов может производиться с помощью радиально-осевых скоб, электромагнитных прижимов и индикаторов, щупов, линеек и других подручных средств (например, на одном из учебных курсов ТОР-101, представитель кирпичного завода сказал, что они центруют кирпичем), но самым современным и точным на сегодняшний день методом центровки признается лазерная центровка с помощью систем центровки «КВАНТ-ЛМ» или новой взрывозащищенной системы «КВАНТ-ЛМ-Ех» от компании-разработчика «БАЛТЕХ».

Системы «КВАНТ-ЛМ» и «КВАНТ-ЛМ-Ех» включают в себя два лазерных измерительных блока (БИЛ1и БИЛ2), которые устанавливаются друг напротив друга на валы (или полумуфты) насоса и двигателя с помощью призматических цепных зажимов. Каждый лазерный блок излучает и принимает лазерные лучи, запоминая координаты лазерного луча от противоположного блока. Сигналы от блоков БИЛ1и БИЛ2 передаются в вычислительный блок, обрабатываются последним, и на экране дисплея выдается информация о несоосности и необходимых перемещениях опор.

Функционал систем «КВАНТ-ЛМ» и «КВАНТ-ЛМ-Ех» обеспечивает:

  • возможность предварительной проверки плоскостности фундаментов и прямолинейности направляющих;
  • центровку горизонтальных и вертикальных насосов с точностью до 0,001мм всего за несколько минут;
  • проверку «мягкой лапы» – определения нахождения всех опор насосного агрегата в одной плоскости;
  • исключение влияния вибраций и сторонних помех;
  • учет всплытия на масляном клине.

Применение систем «КВАНТ-ЛМ» или «КВАНТ-ЛМ-Ех» позволяет в 5-10 раз КВАНТ-ЛМ-Ех, расцентровка валов, виды несоосности валов, центрирование механизмовувеличить производительность ремонтных и виброналадочных работ по сравнению с традиционными методами центровки. Системы «КВАНТ-ЛМ» и «КВАНТ-ЛМ-Ех» окупаются всего за несколько месяцев и приводит к существенной экономии энергоресурсов (до 15%), запчастей и комплектующих (подшипников, муфт, уплотнений и пр.).

Важно отметить, что в течение 3-х месяцев после покупки любой системы серии «КВАНТ» компания «БАЛТЕХ» предоставляет бесплатную возможность обучения на недельном курсе ТОР-101 «Основы центровки и выверки геометрии роторных машин» в учебном центре компании в Санкт-Петербурге.

Если же, по каким-то причинам приобретение систем серии «КВАНТ» для вас невозможно, а вопросы центровки насосов «стоят ребром», то воспользуйтесь услугами специалистов технического сервиса компании «БАЛТЕХ», для которых центровка центробежных насосов или центровка консольного насоса любой частоты и мощности – многократно проведенная операция с неизменным качеством и точностью. В стоимость наших центровочных работ уже входит стоимость используемых калиброванных металлических пластин разной толщины серии BALTECH-23458N.